В своей, как оказывается, очень популярной книге Ричард Докинз рассматривает эволюцию видов, как в первую очередь эволюцию генов.
Взгляд Простого Мира: не ген хочет охотиться, нести палку, лететь на юг. Весь организм этого хочет. И именно это желание заставляет вид эволюционировать, чтобы лучше соответствовать собственным желаниям. У отдельного гена не может быть “желаний” кроме как размножится. Но одного желания размножения мало. Не может желание размножения заставить обезьяну эволюционировать в человека и создать культуру. Никакой ген не сможет написать Гамлета. Ему для размножения это просто не нужно. Избыточно. А вот нам, людям, для выполнения нашего алгоритма по “изменению мира” – иногда просто жизненно необходимо.
Так же Ричард Докинз ввел понятие мема – значимой для культуры информации. И рассмотрел эволюцию мемов, которые так же как гены подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции.
Опять же информация и культура существует не потому что какие-то мемы эволюционирует, а потому что мы этого хотим. Культура помогает нам реализовывать наши потребности в изменении мира, является побочным эффектом этого. Мы вместе с нашими желаниями являемся причиной существования культуры в целом и мемов в частности. Нам необходимо менять мир. Не мем развивается, эволюционирует, это мы, люди развиваем его и только так. Распространяя идеи других, мы в том числе насыщаем собственный инстинкт “менять”, испытываем радость, как поощрение организма.
Пчела, жалящая противника и обрекающая этим себя на смерть просто случайно эволюционно получила такой алгоритм. Она ХОЧЕТ жалить нападающего на улей, остальное для нее не важно. Так получилось, что у нее есть такие желания. А дальше вид с такими желаниями или выживет или нет. Если выживет, мы будем удивляться “самопожертвованию”, “альтруизму” представителя вида. Хотя, возможно, этот представитель и не в курсе, что он альтруист. Он просто делает то, чего хочет, то что ему необходимо. Гены в таком случае – лишь описание алгоритма пчелы, алгоритма, который может немного измениться при наследовании. И новый алгоритм или приведет вид к успеху или нет.
Причина схожести эволюции биологической жизни и эволюции “мемов” заключается в том, что и то и то – часть глобальной эволюции вселенной, эволюции алгоритмов – единственного способа развития. И таких эволюций вокруг много. Это и бизнес и знания и общественные взаимоотношения – да все, что развивается.
Следование существующим алгоритмам + необратимое отклонение от точного их выполнения = новые алгоритмы. От начала вселенной до бесконечности..