⬆️
Есть ли желания у животных? Почему собака готова бежать и приносить мячик просто так, но ее надо обучать подавать лапу за лакомство? Почему кролик не бежит за мячиком?
Собака бежит за мячиком потому что она хочет бежать за мячиком. Собаку можно обучить подавать лапу потому что она хочет съесть лакомство. Желание – это то, что толкает изнутри. Обучение – это то, что животное может усвоить в процессе реализации желаний и для реализации желаний. Животное не будет делать ничего кроме того, что хочет и кроме того, что может приблизить его к тому, что животное хочет. Или прекратить то, чего животное не хочет.
Желание собаки совпадают с инстинктами собаки, желания кошки совпадают с инстинктами кошки. Котик, который хочет помечать территорию и делает это к неудовольствию хозяев, перестает это делать после определенной операции. Куда девается его желание метить территорию? Оно уходит вместе с нейтрализованным половым инстинктом.
Животное легко учить тому, чего оно и так хочет, тому что заложено в него инстинктом. Охотничьи породы собак легко учить охотиться. Потому что им в радость охотиться. Они сами этого хотят.
Получается инстинкт – генератор, источник желаний.
Задумайтесь о том, какие желания бывают у человека. Все его желания кроме физиологических так или иначе связаны с изменением окружающего мира. Мы не хотим грызть палку, мы не хотим помечать территорию, мы хотим что-то менять. Нас тяжело будет “научить” рыть землю носом, как это делает свинка. Потому что наши желания, а значит и наше тело не рассчитаны на это. Если бы мы хотели рыть землю носом, то с течением эволюции наше тело приспособилось бы к этому. Но мы не хотим и не будем этого делать. Потому не видать нам свиного пятака, не видать нам хобота.
Ребенок легко познаёт мир сам, без лакомства, потому что он желает познать его, чтобы изменить. У него есть стимул, ему только дай чем. И он сам изучит многое из того, что можно, а что нельзя.
Если бы у нас не было инстинкта “менять”, у нас бы не было желания менять мир и мы бы его не меняли. А значит нам не надо было бы познавать, творить, самоактуализироваться, воевать, рожать детей и так далее.
Только есть и спать. Кстати, есть даже операции, отключающие желания. Лоботомия?
Важно не только желание, но и как сильно мы хотим. Чем больше мы хотим, тем большим мы готовы пожертвовать для достижения цели. Сила желания тоже регулируется инстинктом. Если бы хищники слишком сильно и часто хотели охотиться, они бы быстро перебили всех вокруг и вымерли бы с голоду. Потому сила охотничьего инстинкта ограничена сверху так же, как и количество хищников. Инстинкт “менять” уникален тем, что он ограничен сверху гораздо слабее. Менять можно не бесконечно, но гораздо больше чем охотиться. Избыточное желание менять можно тратить на бесполезные для выживания вещи, например искусство.
Одновременно искусство становится жизненно необходимым для вида, инстинкт которого слишком силён, чтобы реализовать его в дикой природе.