⬆️
С точки зрения СТЭ (синтетической теории эволюции) в том виде, в каком она определена сейчас, в искусстве нет никакого смысла. Искусство не способствуют приспособлению к окружающей среде, искусство не ведет к наследственной изменчивости, значит оно не должно было существовать. Наоборот, это мешает. Когда тебе надо остерегаться хищника, а ты думаешь о прекрасном, тебя могут съесть.
Искусство имеет смысл только если добавить к СТЭ роль инстинкта и указать инстинкт, наличие которого приводит к развитию вещей, избыточных для выживания.
Искусство существует только потому что мы этого хотим. Оно зародилось в нашей голове потому, что наш инстинкт менять окружающий мир избыточен, его слишком много для простого выживания.
Когда ты сидишь в пещере, на улице буран, менять очень хочется, а менять нечего, тебе надо дать выход своим инстинктам, чтобы они не мучали тебя неврозами и депрессиями. И ты начинаешь рисовать на стенах пещеры. Ну а дальше тебе и окружающим это либо нравится либо нет. Если не нравится, то это каляки-маляки. Если нравится – это искусство. Переключатель между “нравится” и “не нравится” опять же сидит где-то в нашей голове.
Таким образом искусство жизненно необходимо человечеству и роль его сродни роли расширительного бачка в отоплении. Чтобы не срывало крышу. Бачок надо сказать безразмерный. Именно это позволило нам эволюционно нарастить силу инстинкта.
Частичная случайность инстинкта “менять” ведёт к тому, что склонность к искусству есть не у каждого. Кого-то тянет больше, кого-то меньше.